Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек

Нaтaлья Гaрaxaнoвa, дирeктoр пo мaркeтингу в digital-aгeнтствe Black Engine и кooрдинaтoр курсa «Сoздaниe прoдуктa» в Нeтoлoгии, рaсскaзaлa, чтo тaкoe бизнeс-мoдeль Oстeрвaльдeрa и кaк прaвильнo ее заполнять. Материал состоит из нескольких частей, содержание вы найдете ниже.

Бизнес-модель Остервальдера, или Business Model Canvas — это шаблон из девяти блоков — ключевых элементов бизнеса.

Бизнес-модель Остервальдера.

Содержание цикла:

  • Потребительские сегменты.
  • Ценностные предложения и каналы сбыта.
  • Взаимоотношения с клиентами и потоки поступления доходов.
  • Ключевые ресурсы, виды деятельности и партнеры.
  • Структура издержек.
  • Структура издержек

    В этот блок мы вписываем все расходы, которые обеспечат нормальное функционирование бизнес-модели.

    Семейство Фрей, несмотря на свою силу и богатство, всегда тратит свои ресурсы по-минимуму.

    Рекомендую начать с самых основных расходов, а именно:

    • расходы на создание, воплощение и тестирование ценностных предложений;
    • поддержание взаимоотношений с клиентами;
    • получение прибыли.

    Если до этого все блоки заполнены грамотно, то посчитать издержки не сложно. Этот блок призван структурировать имеющуюся информацию и дать ясную финансовую картину бизнеса. Однако, некоторые компании используют структуру издержек как точку отсчёта.

    Программа обучения: «Создание продукта: аналитика, разработка, продвижение»

    В любой модели следует стремиться минимизировать издержки, но снижение издержек имеет разное значение. Если мы разделим все бизнес-модели на два типа, то будет наглядно видно, к какой больше тяготеет ваша компания. Большинство моделей же находятся посередине.

    Лорд-командующий Мормонт умел обеспечивать полноценное выполнение всех задач Ночного Дозора, несмотря на скудность ресурсов.

    Больше внимания к издержкам

    В таких моделях стараются как можно больше минимизировать издержки: используют дешевые ценностные предложения, автоматизацию в обслуживании клиентов и привлечение сторонних ресурсов. Сюда можно отнести все компании недорогих авиаперевозок.

    Лорд Фрей просчитывает трату каждого медяка.

    Больше внимания к ценности

    Если компания берет во внимание не расходы, а ценностные предложения, то, как правило, уровень услуг и обслуживание классом выше. Сюда можно отнести роскошные отели, где стараются угодить клиенту.

    Станниса Баратеона не волнуют издержки, а важна лишь цель.

    Вопросы, на которые необходимо ответить при заполнении блока:

    • Какие расходы в нашей компании самые важные?
    • Какие из наших ключевых ресурсов наиболее дороги?
    • Какие ключевые виды деятельности требуют больше затрат?

    Рассмотрим бизнес-модель компании Apple iPod/iTunes.

    iPod вышел на рынок в 2001 году. Устройство совместимо только с программой iTunes, которая позволяет переносить на плеер музыку и другие данные. iTunes также интегрирован с онлайн-магазином Apple Store, где пользователь может купить и скачать музыку и подкасты.

    Именно эта совокупность трех аспектов: устройства, ПО и онлайн-магазина позволила Apple занять лидерские позиции на рынке, совершив переворот в индустрии. Хотя Apple — не первая компания, кто пришел на рынок с портативным плеером. Что помогло занять Apple лидерскую позицию? Использование лучшей бизнес-модели.

    В одном ценностном предложении они объединили уникальное по дизайну устройство, многофункциональное программное обеспечение и доступный онлайн-магазин. Все вместе сделало поиск, прослушивание и покупку музыки быстрым и удобным. Чтобы сделать такое предложение, компания заключила договора со всеми компаниями звукозаписи и создала самую крупную в мире онлайн-библиотеку.

    Теперь рассмотрим бизнес-модель на примере королевы Дейнерис Таргариен.

    Теперь у вас есть все необходимые навыки, чтобы описать собственную бизнес-модель. Если не знаете с чего начать, советую три действенных лайфхака:

  • Возьмите лист бумаги и нарисуйте шаблон. Визуализация поможет сконцентрироваться;
  • Распишите на листе все девять блоков, не раздумывая над каждым блоком больше трех минут. Отложите в укромное место;
  • На следующий день проделайте тоже самое на новом листе. Сравните результаты.
  • Заполнение бизнес-модели лишь кажется непростым. Если вы хорошо знаете свой бизнес, вы легко расставите информацию по нужным блокам и получите наглядную картину. Удачи!

    Содержание цикла.

    Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

    Комментирование и размещение ссылок запрещено.

    Комментарии закрыты.